Законодательство о фискальных накопителях

Президент РФ 3 июля 2016 года подписал поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». 2017-й год стал началом поэтапного перехода на онлайн-кассы, в которых все данные о расчетах с покупателями передаются через интернет в налоговую.

С 1 февраля 2017 года ФНС регистрирует только онлайн-кассы — кассы, которые отвечают трем обязательным условиям:

С 1 июля 2017 года заменить старые контрольно-кассовые машины на онлайн-кассы должны все организации и ИП, которые обязаны применять контрольно-кассовую технику (за исключением тех, кого освободили от применения ККТ до 1 июля 2018 года).

Использовать контрольно-кассовые машины, неспособные передавать сведения о пробитых чеках в онлайн-режиме, и работать без договора с оператором фискальных данных (ОФД) с 1 июля 2017 года запрещено.

Требования к контрольно-кассовой технике

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты российской федерации», вступившем в силу с 15 июля 2016 года внесено большое количество существенных изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ, в том числе и в его название, которое теперь звучит: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Определение контрольно-кассовой техники по Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ:

Контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Теперь контрольно-кассовые машины должны будут не только записывать информацию о расчетах и хранить ее в фискальных накопителях, но и обеспечивать передачу ее через интернет в налоговые органы, за что их уже назвали - онлайн-кассы. Передача информации о расчетах будет осуществляться через операторов фискальных данных.

Приобретать новую кассу потребуется не всем, так как ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель.

В переходе на онлайн-кассы есть два положительных момента:

1. Проведение электронной регистрации онлайн-кассы без посещения налогового органа и без физического ее предоставления.

2. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС - теперь можно отказаться от услуг ЦТО.

В кассовых чеках и бланках строгой отчетности появились новые реквизиты, такие как место совершения покупки, система налогообложения, ставка НДС, номер экземпляра модели фискального накопителя.

Переход к новому порядку применения ККТ

Предусмотрен поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:

С 15 июля 2016 года предусматривалась возможность добровольного перехода на применение онлайн-касс.

С 1 февраля 2017 года регистрация ККТ осуществлялась только по новому порядку.

С 1 июля 2017 года старый порядок прекратил свое действие - в работе должны остаться только онлайн-кассы.

С 1 июля 2018 года новый порядок станет обязательным для предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД.

Кто освобожден от применения ККТ

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ расширен список налогоплательщиков, освобожденных от применения ККТ и ограничено время работы без ККТ до 1 июля 2018 года у некоторых налогоплательщиков, имеющих в настоящее время эту возможность.

Освобождены от применения ККТ без ограничения по времени:

1. Кредитные организации в автоматических устройствах для расчетов.

2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях.

4. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.

5. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.

Освобождены от применения ККТ до 1 июля 2018 года:

1. Организации и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД*Открывается в новом окне - при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств.

2. Индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов

*Организации и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны применять ККТ (онлайн-кассы) с 31 марта 2017 года.

Ответственность за нарушения, связанные с применением ККТ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -
влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Звоните, наши специалисты будут рады проконсультировать вас обо всех моментах,
связанных с установкой и эксплуатацией фискальных накопителей ФН-1.